Предложения с вводными конструкциями_русский язык_8 класс

Бойко Ольга Эдуардовна

Образовательное учреждение — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Яровое

Предмет — русский язык

Класс  — 8

Тема урока «Предложения с вводными конструкциями»

Тип урока – Урок изучения нового материала.

Скачать.doc    дискета                                Скачать Приложения.rar    дискета

Цели:

— дать понятие о вводных словах как о средстве выражения субъективной оценки  высказывания

— формировать умения выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных конструкций,

— познакомить с группами вводных слов по значению,

— выделять на письме вводные слова знаками препинания;

— прививать любовь к русскому языку, развивать устную и письменную речь;

— развивать интерес к изучению родного языка.

Методические приемы:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– создание проблемной ситуации в процессе

– приём самоконтроля.

Технология  развития критического мышления через чтение и письмо

Подход – деятельностный с использованием ИКТ

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, звукоусиливающая аппаратура, карточки, презентация.

 

 

Ход урока.

  1. Приветствие. Ситуация вызова.

Здравствуйте, ребята! Во-первых, я рада вас приветствовать, во-вторых, меня зовут Ольга Эдуардовна! Сегодняшний урок русского языка, к счастью, проведу у вас я. Согласитесь, новые встречи всегда полны новых открытий. Надеюсь, сегодня они обязательно будут. Присаживайтесь, пожалуйста.

 

СЛАЙД 1 (текст приветствия)

 

— Кто решает, что во-первых, а что во-вторых? К счастью – для вас или к счастью – для меня? И почему вы должны со мной согласиться?

 

СЛАЙД 2 (текст без вводных слов)

— Изменился ли смысл текста, тон приветствия? Как? Почему? Ещё раз посмотрите на первый слайд.

 

  1. Целеполагание

 

СЛАЙД 1(3)

— Выделенные слова называются вводными. Откройте тетради.  Запишите число и тему урока. Вводные конструкции.

Встречались ли вам подобные конструкции? Как вы думаете, для  чего они введены в текст и какую работу нужно провести с текстом, чтобы ответить на этот вопрос? Откуда берём информацию о слове?

 

— Как вы считаете, в текстах каких стилей речи встречаются вводные слова?

 

СЛАЙД 4

— Сынок, сходи, пожалуйста, за хлебом.

— Я схожу, конечно, но сначала досмотрю фильм.

 

СЛАЙД 5

«Таким образом, подводя итог сказанному, можно констатировать, что базовым признаком термина является системность» (Л.В. Попова, «Лингвистический термин: проблема качества», монография).

 

СЛАЙД 6

«Вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе». (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

 

СЛАЙД 7

Как писать сжатое изложение

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

во-первых, определите тему текста,

во-вторых, сформулируйте основную мысль,

в-третьих, определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста,

в-четвёртых, составьте подробный план…

 

 

СЛАЙД 8

В рамках проекта «80 на 80», возможно, будет капитально отремонтирован так называемый больничный городок. Глава региона посетил объект, чтобы, как говорится, лично убедиться в целесообразности его включения в программу.
Источник: http://www.altairegion22.ru

 

Эти тексты лежат перед вами, посмотрите на них ещё раз, найдите все вводные слова. Обсудите в четвёрках и сделайте все возможные выводы: значение, особенности употребления и написания вводных слов, можете разобрать предложение по членам. Обратите внимание на место в предложении, знаки препинания.

 

Высказываются.

 

Выводы записываю на доске.

 

21 век называют веком информации. Действительно, это век быстрого и очень разнообразного распространения информации.

 

Видео

 

— Тексты какого стиля вы услышали? (публицистического)

 

— Есть более широкое и точное понятие того, что вы сейчас увидели и услышали — медиатекст. Оно включает в себя голосовые качества, музыку, звуковые эффекты, визуальные образы и буквенный текст.

 

— Как вы думаете, какова его задача, если учесть, что это публицистический стиль? (Сообщение + воздействие)

 

— Что такое воздействие?

 

СЛАЙД 10

 

По Ожегову, воздействие – действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.

 

Мне нужны двое помощников, которые будут работать у доски.

Вашему вниманию медиатекст. Попробуйте услышать вводные конструкции и записать на доске. Класс в это время воспринимает медиатекст и старается определить, зачем в него введены конструкции?

СЛАЙД 11 (видеофрагметы)

— О чем сообщается в этом медиатексте?

— Какие вводные слова вы услышали и записали? (читают)

— Для чего они были использованы?

Интонация

— А как произносятся вводные конструкции? (Фрагмент)

— Интонация вводности – паузы, сравнительно быстрое произношение — фиксирую на доске.

 

— Что ещё мы можем узнать благодаря вводным конструкциям? (Степень достоверности, источник информации, оценку, различные чувства, порядок оформления мыслей)

— Вводные конструкции делятся на группы по значению и влияют на восприятие нами информации. Перед вами основные группы вводных слов.

 

СЛАЙД 12 (группы вводных слов по значению с примерами)

 

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

 

Степень достоверности конечно, само собой, кажется, вероятно, без сомнения, возможно, пожалуй, надо полагать, думаю, уверен и т.п.
Различные чувства к счастью, к сожалению, на радость, на удивление, на беду, чего доброго и т.п.
Источник сообщения по-моему, на мой взгляд, помнится, по словам…, по мнению…, как говорят и т.п.
Способ оформления мыслей во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, другими словами, словом, одним словом и т.п.
Призыв к собеседнику или читателю видишь (ли), понимаешь (ли), пойми(те), поверьте, согласитесь, вообразите, представьте, веришь (ли), если хотите знать, извините, простите, пожалуйста, будьте добры  и т.п.

 

 

— Я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами текст, найденный на просторах интернета. Это молодёжный журнал «Бермудский треугольник»,

Для чего же люди читают книги? Очевидно, можно выделить две причины. Во-первых, они читают книги для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, чтобы получить информацию об окружающем мире. Может, есть и ещё одна причина – «убить время». К сожалению, есть такие люди, которые не знают, куда себя деть. Читать художественные книги просто увлекательно. Книги учат находить выход из любых трудных ситуаций. Поэтому люди и читают журналы, энциклопедии, словари, комиксы. Несомненно, чтение приносит огромную пользу человеку.

http://bt.lib.ru/Бермудский треугольник, Белых Сергей

Встретились ли в тексте вводные конструкции? Какие ошибки допущены при оформлении их? Расставьте запятые. (выполняют)

Объяснить, как вводные слова влияют на восприятие текста, на смысл сообщаемого. Чтобы её решить, воспользуйтесь алгоритмом. Перед вами алгоритм.

  1. Нахожу и называю вводное слово.
  2. Определяю его значение по таблице.
  3. Предполагаю, как оно влияет на смысл высказывания.

Возможные ответы

  1. Говорит о недостоверности сообщения
  2. Акцентирует внимание на авторской позиции.
  3. Привлекает внимание читающего (слушающего).
  4. Пытается убедить.

 

Работа в четвёрках. Работа с текстом (с люками) без вводных слов, вставить в зависимости от смысла: автор сомневается, уверен в сообщаемом, оптимист, скептик, опасающийся, очень вежливый, педантичный, пресс-секретарь.

 

… наступила весна. … утро года – время приводить в порядок «свою планету». В преддверии майских праздников по всей стране … пройдут субботники. («Яровские вести»)

 

Проверяем, обсуждаем, как меняется смысл сообщения.

 

Вывод. Для чего служат вводные конструкции? Как оформляются на письме? Как звучат? Как вводные слова влияют на наше восприятие прочитанного, услышанного?

 

Рефлексия.

Продолжите, отталкиваясь от вводных слов.

  1. Во-первых, … , во-вторых, …
  2. Без сомнения, …
  3. К счастью, …
  4. К сожалению, …
  5. Наверное, …
  6. Наверняка, …

 

Благодарю за совместную работу.

 

Д/З  Мини-исследование. На выполнение сегодняшнего домашнего задания вам потребуется 35 минут. В 21 час начинается программа Время по первому каналу. Понаблюдайте, как употребляются вводные слова, запишите и подумайте, для чего они введены в медиатексты.

 

Добавить комментарий