УГА-2017

скачать Аналитический отчёт О Бойко

Здравствуйте! Я – Бойко Ольга Эдуардовна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ  № 19 города Яровое.

В 1999 году закончила Славгородский педагогический колледж по направлению «учитель начальных классов» с дополнительной специализацией «учитель русского языка и литературы в 5-9 классах». В 2005 году закончила филологический факультет заочного отделения Барнаульского государственного педагогического университета.

С 2000 по 2013 год работала журналистом городских и региональных СМИ. Общий стаж – 16,5 лет, педагогический – 3,5. Имею первую квалификационную категорию.

Век информации – век раскрытия творческого  потенциала личности. Всё чаще в последние годы слышим: надо оторвать детей от компьютеров, телевизоров, всевозможных гаджетов, увлечь, увести. А сколько педагогических идей, методических разработок можно найти на просторах интернета, призванных отвадить школьников от этого самого интернета. Уверена, что подобные попытки переключить внимание учащихся не увенчаются успехом. Информационное общество диктует свои условия. Их нельзя отменить. Дети в сети, в самом центре медиасреды. Задача учителя — быть рядом с ними и помочь им разобраться в этом цунами информации, научить управлять собой в информационной стихии, а, может быть, и подчинять её себе. И здесь на подмогу приходят идеи медиаобразования (медиаобразование — изучение того, как работают средства массовой коммуникации), основные задачи которого: «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств»1. Быть активным в этом медиапространстве — значит быть подготовленным к информационному натиску. Не секрет, мы глотаем целиком всё, что нам предлагают СМИ, принимаем созданный профессиональными руками медийщиков образ мира, не подвергая сомнению полученную информацию.

Трудно не согласиться с учителем истории и обществознания Малаховской средней школы Алтайского края, практиком медиаобразования Н.П.Марухиным о необходимости формирования у детей «защитного информационного иммунитета» 2. Но как? Показать, по каким законам строится информационное пространство, кем, зачем и для кого. Может быть, в этом и состоит моя миссия как учителя. Уверена, что все случайности закономерны, и неспроста, получив педагогическое образования, я пришла в профессию лишь спустя тринадцать лет, будучи состоявшимся и востребованным журналистом. Кто как не журналист раскроет детям тайны медийной грамотности? На уроках? В первую очередь. Изучению публицистического стиля уделяется большое внимание на уроках русского языка. И неправильно, мне кажется, знакомиться с публицистикой лишь по учебнику, в котором встречаются застывшие, неактуальные тексты. Мы изучаем не только структуру материалов, лексическую наполненность, а рассматриваем журналистское произведение как источник информации: насколько он авторитетен, сколько точек зрения на одну и ту же проблему в нём представлено. Если меньше трёх и автор навязчиво склоняет на свою сторону, мы поставим под сомнения его слова, «включим» критическое мышление и прочтём между строк то, о чём он решил умолчать. А умолчать и солгать — часто одно и то же. Так дети учатся разбираться в том, что предлагает медиаконвейер и, сами того не подозревая, перестают быть жертвами манипуляторов.

И на уроках, и во внеурочное время школьники создают свои журналистские произведения. Они исследуют волнующие их проблемы, придирчиво отбирают факты, устраивают всевозможные опросы. Они точно знают: если кому-то не верят они, то кто-то может не поверить им, а ещё — чем быстрее выдаётся информация (в печать, в эфир, в сеть), тем менее она аргументирована и объективна. Продукты медиатворчества — выпуски радиопередач «Пушкин-FM» и газеты «Пятёрка с плюсом» — расположены на личном и школьном сайтах и доступны всем желающим.

Школьники под моим началом освоили и компьютерную вёрстку. Спустя два года после выхода в свет первого номера школьной газеты «Пятёрка с плюсом» юные журналисты в состоянии самостоятельно сверстать выпуск и расставить материалы по приоритетам. Они создатели образа мира, пусть пока маленького, школьного, а потому чувствуют свою ответственность перед теми, для кого этот образ создан, кто будет вглядываться в него, спустя годы перелистывая пожелтевшие страницы школьной газеты и слушая голоса радиоведущих.

Мои ученики пробуют себя и в съёмках социальной рекламы, в которой пропагандируют соблюдение правил пешеходов. Они не боятся камеры и микрофона. Теперь вместо амплуа пассивного зрителя, внемлющего всему, что говорят, ребята пробуют себя и в роли активного строителя медиапространства.

Мои школьники готовы делиться своими мыслями с окружающими, используя современные технические средства, знают, что могут быть услышанными, надо только захотеть. Конечно, они пока делают первые шаги в освоении медиатехнологий, знакомятся с принципами создания медиатекстов различных жанров, их произведения «проходят крещение» эфиром, печатью, сетью. Юные авторы учатся адекватно реагировать на одобрения и критику, анализируют и идут вперёд, берутся за трудоёмкую работу и радуются, если поднятая ими проблема (пусть школьного масштаба) разрешается.

Опыт написания публицистических произведений позволил моим ученикам успешно представить школу на муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений. Два года подряд (2015 г. и 2016 г.) их работы признаются лучшими в городе.

Школьный театр, организованный мною в ноябре 2014 года, — ещё одна возможность раскрытия творческого потенциала как школьников, так и их родителей и учителей. Такая форма взаимодействия участников всех трёх сторон образовательного процесса сегодня решает множество задач. Театр даёт возможность преодолеть коммуникативный  разрыв, решить личностные и межличностные проблемы. Основная идея этого бессрочного проекта — создание единого образовательного пространства для всестороннего развития личности. Во главе проекта — объединяющая идея искусства. Сопричастность, самореализация – ключевые понятия. Каждый становится частью большого «Мы». Есть возможность проявить свою индивидуальность и самореализоваться через искусство. Главное — развитие способности к сопереживанию. В репертуаре театра шесть постановок по мотивам произведений русских и зарубежных писателей: «Двенадцать месяцев», «Письма с фронта», «Маленький принц», «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Спящая красавица». Спектакли посмотрели более четырёх тысяч зрителей. Видеоверсии всех спектаклей расположены на интернет-сервисе «YouTube», а ссылки размещены на личном и школьном сайтах и находятся в свободном доступе. Проект позволил упрочить сотрудничество с детскими садами города, и это вторит инновационному направлению работы школы, где прописана интеграция дошкольного, общего, дополнительного и высшего образования как средство достижения нового качества образования. А это, в первую очередь, создание целостного образовательного и развивающего пространства для системы непрерывного образования, обеспечивающего гармоничное развитие личности ребёнка. Если на первых представлениях детсадовцы были активными зрителями, то сегодня  они уже артисты нашего театра. На одной сцене играют директор школы и будущие ученики. Такое взаимодействие призвано сократить период адаптации первоклассников и снизить уровень тревожности.

Родители являются социальными заказчиками школы, а потому обязаны активно участвовать в образовательном процессе. Другой вопрос, какие формы использовать классному руководителю и учителям-предметникам при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной. Родители моих учеников – это теперь и артисты школьного театра, и участники литературных гостиных, и даже дикторы радио.

Благодаря участию в творческих проектах растёт познавательный интерес учащихся. «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности» – методическая тема, по которой я работаю четвёртый год. Активизация интереса учащихся достигается  путём вовлечения их в проектную и исследовательскую деятельность. Три года подряд они становятся лауреатами городского фестиваля исследовательских работ «Язык мой – друг мой»:

2014 год  — «Тенденции изменения состава русского именника рубежа XX — XXI вв. (на примере сравнения имен учеников школы № 19 2002/2003 и 2013/2014 учебных годов)». Авторы — Виолетта Латашинская, Виктория Чуприна.

2015 год – «Поспорим с «вордом». Авторы – Екатерина Смирнова, Ирина Снисаренко.

2016 год – «Буква Ё». Автор – Дарья Трасковская.

Исследовательская деятельность, направленная на изучение истории русского литературного языка, помогла Дине Колпаковой стать победительницей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Метод проекта успешно применяется на уроках литературы. Школьники создают собственные литературные произведения малых форм, организуют тематические вечера: «Не забывай те грозные года…» (проекты посвящены произведениям поэтов-фронтовиков), «Люблю Отчизну я…» (Родина в стихотворениях поэтов XX века).

Уроки русского языка и литературы провожу в рамках реализации системно-деятельностного подхода в образовании. Мои ученики умеют формулировать цель, искать и находить способы её решения, определяют наиболее эффективный способ достижения результата, оценивают как свои учебные действия, так и работу одноклассников, рефлексируют свою деятельность.

Успешно применяю информационно-коммуникационные технологии как на уроке, так и во внеклассной работе.

Являюсь классным руководителем 8Б класса. Походы, поездки, совместные тематические вечера, КВН сплотили коллектив.  В работе делается упор на развитие самостоятельности детей. Они сами пишут сценарии, подбирают игры, конкурсы, ставят танцы, сценки. А потом все вместе мы облекаем это в форму. Конечно, все наши дела мы выполняем в тесном сотрудничестве с родителями. Они всегда рядом: то в роли организаторов, часто в качестве членов жюри и активных участников. Ценности личности в первую очередь формируются в семье, но ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится именно образованию и в частности — школе, ведь школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Мы преодолеваем трудности вместе, закаляемся. Учимся побеждать и достойно принимать поражение. Только так можно воспитать успешную личность. Каждый хочет быть успешным. Успех моих учеников – это и мой успех. А они с удовольствием принимают на свой счёт мои достижения.

Результаты участия учеников в конкурсах, олимпиадах, акциях.

год название уровень Статус участника
2014 Международный конкурс юных чтецов «Живая классика». муниципальный победитель
2014 Городской конкурс сочинений «Локальные войны глазами наших современников» муниципальный призёр
2015 Международный конкурс юных чтецов «Живая классика». Муниципальный победитель призёр
2015 Всероссийский конкурс сочинений муниципальный победитель
2016 Всероссийский конкурс сочинений муниципальный победитель
2016 Краевой конкурс «Особенный ребёнок в обществе» Муниципальный победитель
2016 Открытая региональная межвузовская олимпиада по литературе Региональный 2 призёра
2016 Открытая региональная межвузовская олимпиада по русскому языку региональный 2 победителя
2016 Акция программы «Вести-Алтай» «Дети Алтая читают стихи о войне», посвящённая Дню Победы региональный участник
2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (9 класс) муниципальный победитель
2016 Всероссийская олимпиада школьников по литературе (9 класс) муниципальный 2 призёра
2016 Конкурс «Моё право на безопасность» региональный призёр

 

Активно участвую в жизни школы. Вхожу в состав творческой группы, реализующей проект «Интеграция дошкольного, общего, дополнительного и высшего образования как средство достижения нового качества образования» краевой инновационной площадки, действующей на базе МБОУ СОШ № 19. Одним из достижений работы стало результативное участие в  X фестивале «Новая школа Алтая – новое качество образования-2016», на котором проект был удостоен диплома второй степени.

Четвёртый год я работаю учителем, и конкурс «Учитель года Алтая-2017» пятый в моей практике. Конкурс — возможность профессионального и личностного роста.

год название уровень статус
2015 «Самый классный классный-2015» региональный победитель
2015 «ИКТО-2015» региональный лауреат
2016 «Педагогический дебют-2016» региональный победитель
2016 «Педагогический дебют-2016» всероссийский лауреат

 

Убеждена, горы методической литературы не сравнятся с увиденными воочию лучшими практиками. Готовясь к конкурсу, каждый участник демонстрирует лучшее из своего опыта.

Люблю знакомиться с интересными людьми, учиться у них и просто люблю учиться. С удовольствие делюсь и своим небольшим опытом:

май-2016 — мастер-класс в АКИПКРО «Активные и интерактивные формы работы с родителями» для молодых учителей, работающих первый год;

октябрь-2016 – выступление «Мы и СМИ» на фестивале мастер-классов «Осенняя Творческая Дача-2016»;

ноябрь-2016 – мастер-класс «Формирование «информационного иммунитета» через медиатворчество» в рамках работы Первого всесибирского форума «Молодой учитель. Формула успеха»;

ноябрь-2016 — урок (ФГОС) и презентация проекта в рамках работы установочного семинара для участников конкурса «Педагогический дебют-2017».

Школа – необозримый простор для творчества, и с каждым днём горизонты только расширяются. А я в начале большого пути.

___________________________________________________________________

1 Жилавская И.В. Медиаобразование молодёжной аудитории.http://www.evartist.narod.ru/text23/0010.htm

2 Марухин Н.П. Наши детки летят в «медиакосмосе» без руля и без ветрил…www.ug.ru/insight/453

 

Добавить комментарий