О чём рассказывают устаревшие слова_урок русского языка_5 класс

Бойко Ольга Эдуардовна

Образовательное учреждение — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Яровое

Предмет — русский язык

Класс  — 5А

Тема урока «О чём рассказывают устаревшие слова»

Тип урока – урок «открытия» нового знания

Скачать    дискета

Цели урока:

Образовательные: создание условий для уяснения учащимися понятия «устаревшие слова» (архаизмы и историзмы), обучения подбору к ним синонимов, родственных слов из активного лексического запаса; развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса фразеологизмами, пословицами и поговорками, обучение правильному употреблению их в речи;   формирование умения узнавать устаревшие слова.

Развивающие: развитие навыков учебно-познавательной, исследовательской деятельности, формирование умения пользоваться словарями.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову как источнику знаний, интереса к истории русского языка, создание условий для формирования коммуникативных компетенций учащихся

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, презентация, письмо, стилизованное по старину, словари, копии словарных статей, карточки с пословицами и поговорками, иллюстрации, учебник «Русский язык», 5 класс (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта)

 

Урок построен с применением технологий проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, ИКТ.

 

1. Организационный момент.•   Цель учащихся – узнать, почему приветствие было необычным.•   Цель учителя – заинтересовать учащихся звучанием устаревших слов, использованных в приветственной речи учителя.Метод настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока – создание проблемной ситуации, основанной на непонимании учащимися значений некоторых устаревших слов.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Приветствуют учителя и усаживаются за парты. Учитель здоровается с учащимися, используя в речи устаревшие слова: «Здравствуйте же многие лета, млады отроки. Здравствуйте, все! Аз есмь Ольга Эдуардовна. Милости прошу садиться».
  2. Целеполагание•  Цель учащихся – понять, почему в речи учителя звучат непривычные слова, узнать как они называются, что обозначают, где встречаются.

•  Цель учителя – создание условий для самостоятельного формулирования учащимися темы урока и вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в течение урока.

 

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Отвечают на вопрос: Эти выражения составлены из слов, которые сегодня не употребляются. 

Древние, старые, древнерусские, устаревшие и т.п.

 

Почему они исчезли из нашей

речи?

Какие вообще бывают устаревшие слова? Что обозначают?

Живут ли сегодня устаревшие слова? И если живут, то где?

Возвращаются ли?

 

 

 

 

 

Записывают число и тему урока в тетрадях.

 

 

 

Задает вопрос: Как вы думаете, почему я вас именно так поприветствовала? Что необычного в этих выражениях?Как мы можем их назвать? 

 

 

Какие открытия вы бы

хотели сделать по этой теме,

что узнать, на какие вопросы

найти ответ?

 

 

 

 

На основе сказанного формулирует тему урока «О чём рассказывают устаревшие слова» и записывает на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель ненавязчиво обращает внимание на осанку детей, говоря, например: Хвалю тех, кто сидит ровно.

3. Изучение нового учебного материала. •  Цель учащихся – узнать значение незнакомых устаревших слов, продемонстрировать имеющиеся знания по данной теме, найти ответы на свои вопросы, поставленные на этапе целеполагания.•  Цель учителя – создать условия для формирования понятия «устаревшие слова», знакомства с незнакомыми устаревшими словами, систематизации имеющихся знанийВиды деятельности

•  Работа с мультимедийной презентацией, составленной на основе лексического материала, данного в учебнике, а также читательского и жизненного опыта учащихся. В презентации 5 активных слайдов, в которых предусмотрено поочередное появление слов и их значений (в виде картинок). Фронтальная работа охватывает всех учащихся: чтение слова, предположение его значения, подтверждение или опровержение предположения в виде картинки. Намеренно для создания ситуации успеха в презентацию включены знакомые и неизвестные слова.

Индивидуальная работа нацелена на осмысление, по каким признакам можно разделить все прочитанные слова с учетом их значения. Работа в парах дает возможность проговорить друг другу вслух умозаключения и прийти к единому мнению. Высказывания предположений о причинах устаревания слов приводят к группированию слов на те, которые ушли из речи вместе с предметами и исторической эпохой, и те, которым в современном русском языке найдены синонимы. Понятия «историзмы» и «архаизмы» дает учитель с учетом формулировок учащихся. Работа в тетрадях по распределению слов на группы способствует закреплению нового материала.

Создание новой проблемной ситуации в виде случайно найденного учителем письма, датированного началом XVII века способствует мотивации для дальнейшей работы по теме. Расшифровка смысла послания предполагает организацию исследовательской деятельности – поиск слов в словарях (копии страниц со словарными статьями « Словаря устаревших слов русского языка» Рогожниковой и Карской заранее разложены на партах).

Намеренно для создания ситуации успеха после двух неизвестных слов в письме приводятся знакомые слова, обозначающие части тела (лица) человека. После этого учитель предлагает работу в четверках  с изображением средневекового человека и одиннадцатью словами, обозначающими части тела. По окончании работы представители каждой четверки поочередно высказывают предположение о значении данных слов. Активный слайд презентации, (появляющиеся стрелки от слов к частям тела)  подтверждает или опровергает предположения.

Физкультминутка способствует не только отдыху учащихся, но и закреплению материала: в указания к выполнению упражнений введены устаревшие слова, называющие части тела.

Исследование текста письма (составленного учителем преимущественно из устаревших слов) совершенствует умение работы со словарем. Итогом этой работа становится текст, переведенный на современный русский язык, содержащий призыв беречь язык.

Исследование пословиц и поговорок приводит к выводу, что устаревшие слова продолжают жизнь и в современном русском языке.

Подбор однокоренных слов к устаревшим словам позволяет установить прямую связь между архаичной и современной лексикой.

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Отвечают: Потому что меняется жизнь, приходят новые предметы, а вместе с ними новые слова. 

 

 

 

Размышляют: Язык живой, он развивается, меняется.

 

Читают слова, поочередно появляющиеся на слайде, высказывают предположения об их значении. Сверяются с иллюстрацией, следующей за ответом.

 

 

 

Думают, обсуждают, анализируют, сравнивают, высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют слова, которые заменены синонимами: ветрило, зерцало, кур и пр.

 

 

 

 

Записывают в тетрадях.

 

 

 

Называют слова: боярин, кольчуга, терем.

 

 

 

 

Записывают в тетрадях.

 

 

 

 

Записывают слова, распределяя их по колонкам.

 

Читают слова.

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают конверт.

 

 

 

 

 

Высказывают предположения о том, что может означать надпись.

 

 

 

 

 

 

Отвечают: Понятны отдельные слова, а смысл – нет.

 

Отвечают: Словари, интернет, учебник.

 

Рассматривают словари

 

 

 

Рассматривают, объясняют, что это распечатки страниц словаря.

 

Находят значения первых слов (отроки, отроковицы).

 

 

 

 

 

Объясняют значение без словаря.

 

 

 

Работают в четверках, соединяют стрелками слова с изображением.

 

 

 

 

 

 

 

Поочередно называют слова и их значение, сверяют предположение с  ответом на слайде.

 

Выполняют вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словарными статьями.

 

 

 

 

 

 

 

Высказываются: В сказках, летописях, пословицах, поговорках.

 

Читают, обсуждают в парах, выписывают, читают вслух, объясняют значение.

 

 

 

 

 

Отвечают: В родственных словах.

Приводят примеры: однокоренных слов: перстень, наперсток, перчатки,

устный, наизусть,

очки, окно.

 

Отвечают: О том, как люди жили раньше, как говорили. О том, что в современных словах можно найти отголоски устаревших слов.

Задает вопрос: Как вы думаете, почему слова устаревают?Организует обсуждение вопроса.Выводит на экран высказывание С. Маршака «Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь». 

Задает вопрос: Как вы понимаете эти слова?

 

Предлагает задание: Знаете ли вы значения устаревших слов? Выводит слова на экран.

 

 

 

Задает вопрос: На какие две группы можно разделить все эти слова в зависимости от значения? Предлагает сначала подумать, а потом обсудить в парах.

 

Обобщает высказывания: Уходит из жизни какой-то предмет, меняется историческая эпоха, и вместе с ней уходят слова. Одни предметы или явления перестают существовать, другие существуют, но называются иначе, т.е. заменены синонимами. Какие из этих слов заменены синонимами?

 

 

Вводит новый термин: Такие слова называются архаизмами. Давайте запишем.

Записывает на доске слева термин «архаизмы».

 

Задает вопрос: А какие слова ушли вместе с предметом, исторической эпохой?

 

Вводит новый термин: Такие слова называются историзмами.

Записывает на доске справа термин «историзмы».

 

Предлагает самостоятельную работу: Выберите из списка по три архаизма и историзма и запишите в тетради.

 

По мере выполнения задания просит учащихся прочитать выписанные слова для выяснения степени усвоения материала.

 

Учитель дает пояснение: У некоторых слов изменилась звуковая оболочка, но слово осталось: зерцАло – зеркало, паШпорт – паспорт, музЫка – музыка. У других же слов изменилось значение. Например, слово позор обозначало зрелище, а слово пошлый – популярный, а у слова победа было еще одно значение – поражение.

 

Создает нестандартную ситуацию. Будто случайно под конспектом находит старый конверт: Ребята, что это? Письмо какое-то чуднОе.

 

Читает надпись на конверте:

Учимым 5 класса лета 2015 груденя девять на десять.

Что бы это значило? Судя по лексике, этому письму лет триста, не меньше.

 

 

Открывает и читает письмо.

 

Задает вопрос: Вам понятно, о чем это письмо?

 

 

 

Задает вопрос: Что нам поможет понять смысл письма?

 

Предлагает рассмотреть словари.

 

 

Обращает внимание на листы, лежащие  на ваших партах: Что это?

 

Читает письмо по словам.

 

 

 

 

 

 

Продолжает читать письмо, называя знакомые устаревшие слова: чело, уста, очи.

 

Задает вопрос: А знаете ли вы устаревшие названия других частей тела? Предлагает работу в четверках: показать стрелками  слова, обозначающие части тела на иллюстрации с изображением человека.

 

Проверяет работу четверок, сверяя со слайдом

 

 

 

Предлагает провести физкультминутку.  Произносит текст:

Вытяните выю, делаем круговые движения раменами, поднимите десницу, поднимите шуйцу, потрясите дланями. Опустите десницу, опустите шуйцу, пощелкайте перстами, зажмурьте очи, откройте, посмотрите одесную, посмотрите ошую. Улыбнитесь друг другу, шире уста. Присаживайтесь на места.

 

Предлагает вернуться к чтению письма.

 

Выводит на экран получившийся в результате совместной работы перевод письма на современный русский язык и читает текст.

 

Задает вопрос: Где мы можем встретиться с устаревшими словами?

 

Предлагает прочитать пословицы, поговорки, фразеологизмы, напечатанные на листках, вы писать по два понравившихся примера с устаревшими словами.

 

Задает вопрос: Где еще живут устаревшие слова?

Называет устаревшие слова поочередно:

перст,

уста,

око.

 

 

Задает вопрос: О чем же нам рассказывают устаревшие слова?

 

 

 

 

 

Слайд 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

(черный). Черный слайд используется для создания эффекта выключенного проектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. словари в списке использованной литературы

На каждой парте словарные статьи не повторяются. Таким образом создается ситуация успеха для каждой пары.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Намеренно даются не только знакомые слова.

 

 

 

 

Слайд 4

дублирует иллюстрации

(стрелки появляются по щелчку)

 

 

В указания к выполнению упражнений включены устаревшие слова, для закрепления материала.

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

(черный)

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

Слайд 7

(черный)

 

 

Приложение 3

Приведены пословицы и поговорки как с устаревшими словами, так и без них.

 

 

 4. Рефлексия.• Цель учителя – понять, насколько усвоен материал, возможно ли самостоятельное продолжение изучения темы учащимися.Цель учащихся – оценить результаты своей деятельности на уроке.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Продолжают фразы.Сегодня на уроке я узнал о том какие бывают устаревшие слова.Было интересно читать письмо из прошлого.Я понял(а), что все устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.

Теперь я могу понимать значение устаревших слов.

Мне захотелось продолжить изучать устаревшие слова.

Предлагает продолжить одну из фраз:Сегодня на уроке я узнал (а)…Было интересно…Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

Слайд 8 
 5. Задание на дом.•   Цель самостоятельной работы для учащихся – написать письмо в будущее, рассказать потомкам о себе.• Цель учителя – мотивировать учащихся на создание самостоятельного речевого высказывания.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

Записывают задание

Предлагает выполнить творческое задание: Сегодня мы с вами читали письмо из прошлого. А вы хотите отправить свое послание школьникам будущего? Возможно, через 300-500 лет его так же, как и мы сегодня, будут читать дети 25 века и разбираться со словарями.Я предлагаю вам дома подумать и написать такое послание. Это и будет вашим домашним заданием.Благодарит за сотрудничество .  

 Приложение 1

(текст размещается на стилизованном под старую бумагу фоне, распечатывается, складывается и скрепляется печатью, которую можно сделать из коричневого пластилина).

 

Учимым 5 класса лета 2015 груденя девять на десять.

Ой, вы гой еси, млады отроки да отроковицы с очами ясными, челами светлыми, устами честными, глаголющими истину! Издалече мы молвим. Храните зело глагол, понеже в оном  сила, ибо отверзает вежды в прошлое и грядущее. В нем кладезь мудрости. Молвь — зерцало души, живот и честь ваша.

Учимые лета 1615.

 

Приложение 2

Приложение 3

Беречь как зеницу ока.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Береги нос в большой мороз.

Будет день — будет пища.

Твоими бы устами да мед пить.

Вся семья вместе — и душа на месте.

Око за око, зуб за зуб.

Словно аршин проглотил.

Купить кота в мешке.

Грош цена.

Съесть пуд соли.

На языке — мед, а на сердце — лед.

Аршин на кафтан, два на заплаты.

Сам с вершок, а голова с горшок.

Мерить на свой аршин.

 

 

Использованные материалы

  1. Русский язык. 5 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2015
  2. Русский язык. 5 кл.: пособие для учащихся/С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2007
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в четырех томах. — М.: Русский язык — Медиа, 2007
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.-М.: ООО «А ТЕМП», 2013
  5. Пословицы русского народа: сборник В.И. Даля — М.: Русский язык — Медиа, 2007
  6. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 вв./Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. – М.: Дрофа, 2007
  7. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. — М.: Русский язык — Медиа, 2004
  8. Intela «Обучение для будущего» под общей редакцией Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского, М., 2004 г.
  9. Интернет-газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
  10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
  11. Учительский журнал http://www.teacherjournal.ru

 

Добавить комментарий